Учительские династии
Дар учительский в наследство
(педагогические династии школы №95)
Если вечером дома педсовет и все разговоры только о школе, если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, − значит это учительская династия. Явление драгоценное и необъяснимое. Почему дети и внуки учителей тоже идут туда, где труд никогда не был легким.
Учительская династия – это особый образ жизни. Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена.
В нашей школе учительских династий немало. В коллективе трудятся педагоги, представители таких династий: Завадич, Девятова, Медведева, Панаевы, Тостопятова, Славная, Балакина.
Представляем вам учительскую династию Коноваловых – Корольковых – Панаевых (педагогический стаж членов семьи 141 год).
С чего начинаются учительские династии? С любви к профессии, к детям и умения эту любовь передать по наследству.
В нашей школе работают Панаевы Владимир Александрович − учитель ИЗО и черчения и Александра Павловна – учитель русского языка и литературы.
Мама Александры Павловны, Коновалова Нина Александровна − учитель русского языка и литературы, в настоящее время на заслуженном отдыхе и тётя Королькова Валентина Александровна – учитель начальных классов.
Дочь Владимира Александровича и Александры Павловны – Анастасия – студентка Нижнетагильской социально-педагогической академии.
Каждый представитель династии – по-своему уникальный человек и талантливый учитель. У истоков стояла мама Александры Павловны, Коновалова Нина Александровна. С нее началась учительская династия.
Нина Александровна родилась и выросла на земле уральской. Очарование уральского края не может оставить равнодушным ни одного человека. Урал − в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Трудолюбивые, щедрой души люди, любящие свою Родину и готовые прийти на помощь живут на земле уральской. Уральские мастера – мастера своего дела.
На Руси уж так идет, что талантливый народ
Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
Сам блоху он подкует, дом добротный возведет.
Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.
В такой уральской семье воспитывались сестры Нина и Валентина. Они росли скромными и способными, добрыми и обаятельными, честными и трудолюбивыми. И обе решили стать педагогами. Нина, как старшая, первая поступила в педагогическое училище, и, закончив его в 1957 году начала работать учителем начальных классов в школе Новолялинского района.
Чтобы получать удовлетворение от работы и добиваться высоких результатов учебного труда детей, нужно постоянно повышать своё педагогическое мастерство, поэтому Нина Александровна в 1966 году поступает в Свердловский педагогический институт и работает заместителем директора и учителем русского языка и литературы в школе села Серебрянка.
Её опыт, высокий уровень теоретических знаний, методическое мастерство, уравновешенность, уважение к детям и ко всем окружающим покоряют с первых минут встречи с ней.
Нина Александровна – Почётный гражданин села Серебрянка. С 2009 года на заслуженном отдыхе, сейчас ей 71 год. Активная жизненная позиция, желание реализовать свои творческие способности и возможности привели её в Серебрянский народный хор. Хор выступает на всех праздниках и выезжает в соседние сёла.
Валентина Александровна Королькова, тётя Александры Павловны, и сестра Нины Александровны, окончила Свердловский государственный педагогический институт и стала работать в сельской школе учителем начальных классов. Её уроки являлись классическим образцом общения с детьми на гуманном, умном, добром и увлекательном языке. Неподдельная, искренняя любовь Валентины Александровны к каждому ребёнку чувствовалась во всём, в сердечной встрече с учениками, в отношении к родителям, в заботе о воспитании положительных качеств личности учеников, а главное – в стремлении заинтересовать, научить, обогатить знаниями ум и отзывчивостью сердца.
Много лет обучает Валентина Александровна детей по нетрадиционной технологии А.М.Кушнира, что помогает её учащимся быстро и без особых усилий переходить к чтению целыми словами и способствует формированию читательской активности.
В 2001 году в рамках городской выставки «Нижнетагильское образование: вчера, сегодня, завтра» Валентина Александровна делилась опытом работы по теме «Развитие речевого творчества через картины родной природы».
В 2002 году успешно прошла презентация её учебно-методического пособия «Уроки красоты: азбука сочинительства».
Много лет сотрудничает она с НТФ ИРРО: ведёт мастер-класс для учителей города.
Трудный это процесс – раскрытие творческого потенциала ребёнка. Здесь нет ничего второстепенного, а заинтересовать ребят дело нелёгкое.
Когда в первом классе Валентина Александровна складывает и вычитает в пределах десятка на лице её никогда не мелькнёт улыбка снисхождения. Она понимает: в данный момент ребятишки учатся думать.
Валентину Александровну отличают чувство высокой ответственности, влюблённость в свою профессию, авторитет среди коллег и учащихся, трудолюбие, искренняя любовь к детям.
За доблестный труд, успехи в обучении и воспитании учащихся Валентина Александровна получила звания «Учитель-методист» и «Отличник просвещения». В настоящее время она работает в средней школе №10 села Николо-Павловское.
Учительские семьи — явление особое, исключительное. Им приходится работать, жить на два дома. А душевного тепла, заботы, чуткости, богатства знаний должно хватать не только на учеников, но и на своих собственных детей.
Любимую профессию нужно обязательно передать по наследству. Александре Павловне не иначе как самой судьбой учительская профессия была предназначена. То, что пойдет по стопам мамы и тёти Саша поняла, когда примерила школьную форму. И сказала себе: «Я буду учительницей, я буду учить детей!” Тётя, мама и дочка… Коллеги, подруги, трудолюбивые, целеустремлённые, педагоги от Бога.
В 1980 году, окончив 10 классов, Саша поступает в институт и на 2 курсе проходит педагогическую практику в пионерском лагере «Баранчинские огоньки» на интернациональной смене. За трудолюбие, требовательность к себе, любовь к детям и умение организовать их досуг Александра была отмечена грамотой и благодарностью.
Свою трудовую деятельность начала в школе №8. Два года преподавала в школе №36. А с 1998 года работает учителем русского языка и литературы в школе № 95. Приветливость, доброжелательность, великодушие и порядочность отмечают коллеги, работающие с ней. Её уроки всегда интересны, содержательны.
Владимир Александрович окончил Нижнетагильский Государственный педагогический институт по специальности «Черчение, рисование, труд» и пришёл работать в школу №39. Накопленный опыт, постоянные поиски нового помогли Владимиру Александровичу создать своеобразную систему работы с детьми. Ни один ребёнок у него на уроке не остаётся без внимания, каждый свободно может высказать свою точку зрения по изучаемому материалу.
В нашей школе Владимир Александрович работает заместителем директора по воспитательной работе со дня её основания.
За плодотворную работу в школе, за успехи в учебно-воспитательной работе награждён нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
Когда твоя бабушка, твоя тётя, твои мама и папа посвятили себя учительской профессии, ты поневоле заражаешься тягой к педагогике, впитываешь их мастерство, чувствуешь необходимость своего пребывания на посту преподавателя.
Дочь Александры Павловны и Владимира Александровича, Анастасия − студентка 2 курса Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, педагогический коллектив которой, отмечает её значительный вклад в развитие ВУЗа и выражает благодарность за отличную учёбу, научную, творческую и общественную активность.
Учительская профессия стала для неё делом жизни.
Об учительской династии этой семьи можно сказать ещё много добрых и хороших слов, потому что это люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Из поколения в поколение члены этой семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Они преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям.
Учительская династия Пестовых – Медведевых (педагогический стаж членов семьи 53 года)
В нашей школе работает Медведева Алёна Геннадьевна – учительница начальных классов, её дедушка Пестов Дмитрий Георгиевич работал учителем географии.
Пестов Дмитрий Георгиевич родился 21 октября 1916 года в деревне Пестянки Слободского района Вятской губернии в семье крестьянина. Отец погиб на восточном фронте под Верхотурьем в 1919 году. С 14 лет работал в колхозе. В 1930 году окончил неполную среднюю школу. В 1936 году поступил в Пермский педагогический институт и окончил его в 1940 году.
В этом же году был призван в Красную Армию. С начала войны ушёл на фронт. Куда только не бросала фронтовая жизнь Дмитрия Георгиевича. За время службы показал себя честным и дисциплинированным бойцом. За услуги перед Отечеством он был награжден медалью «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны 1 степени, вернулся домой в 1946 году.
В семейном архиве хранятся военные фотографии и награды, военный билет, автобиография, служебная характеристика. Документы и награды переданы в дар школьному музею внучкой Дмитрия Георгиевича Медведевой Алёной Геннадьевной.
С 1946 года Дмитрий Георгиевич работал учителем географии в школе №24 г. Нижний Тагил, с 1953 года был переведён на должность завуча, а затем − директора средней школы №10 города Н.Тагила. «Для меня самая лучшая награда – это память и уважение моих учеников, − говорил Дмитрий Георгиевич, − и если бы мне пришлось выбирать сейчас, я бы не задумываясь, выбрал снова профессию учителя».
Будучи на пенсии Дмитрий Георгиевич не переставал трудиться, много времени посвящал своим внукам. Дети и внуки часто собирались в его приветливом доме. Вот что вспоминает его внучка Алёна Геннадьевна: «Дедушка очень много рассказывал мне о школе, показывал дневники, журналы, книги. Мне очень хотелось быть похожей на него. Дома я часто рассаживала своих кукол и учила их всему, что умела и знала, заводила журналы и ставила им отметки».
Семья всегда была началом начал, источником добра, опорой, надеждой и вдохновением. Пример дедушки помог внучке определиться с выбором профессии.
К сожалению, жизнь человеческая коротка. И рядом с нами его уже нет. А память о нём жива. О нем до сих пор вспоминают, как о талантливом учителе, очень строгом и требовательном воспитателе.
Медведева Алёна Геннадьевна родилась в 1973 году в городе Нижнем Тагиле. После окончания школы №20 поступила в Педагогическое училище №1. Свою трудовую деятельность начала в 1993 году вернувшись в школу, где училась. С 1994 года работает в школе №95 учителем начальных классов.
Любовь к детям и к своему делу, высокие требования к себе помогли Медведевой Алёне Геннадьевне создать заслуженный авторитет среди коллег, учащихся и родителей. Она имеет высокий уровень профессионального самообразования, имеет представление о ключевых ценностях профессии, обладает творческим потенциалом и уровнем квалификации, что позволяет ей успешно решать практические задачи образовательного процесса.
В 2005 году Алёна Геннадьевна пошла курсовую подготовку по программе «Воспитание на социокультурном опыте», учебный курс «Истоки». Она апробировала этот курс в 1-4–х классах. Возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей стало для неё приоритетным направлением в работе. Её учащиеся отличаются высокой нравственностью, гражданской позицией, которая позволяет противостоять социальным проблемам общества.
Есть люди, добротой щедры,
И щедрость, без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом людей всех согревая.